Главная | Мой профиль | Регистрация |Выход|Вход|RSS

Воскресенье, 19.05.2024, 07:50
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"

 
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 

Методическая копилка

Главная » Статьи » Материалы методиста

"Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников ДОУ, имеющих ОВЗ".

Психолого-педагогическое сопровождение ДОУ, имеющих ОВЗ

Оказание квалифицированной коррекционной помощи детям с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в парадигме сопровождения. Сопровождение понимается как система профессиональной деятельности разных специалистов (воспитателей, дефектологов, тифлопедагогов, учителей-логопедов, психологов, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре и т. д.)по оказанию помощи ребенку в ситуации развития. Сопровождать развитие — значит разработать и применить систему психолого-педагогических средств, обеспечивающих физический и личностный рост воспитанника.В существующей практике выделяются разные организационные службы сопровождения:

  • территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК) — рекомендует родителям получение коррекционной помощи, направленной на достижение ребенком максимально возможного уровня личностного развития, образования, жизненной компетенции, интеграции в социуме специализированного учреждения.
  • психолого-медико-педагогический консилиум в образовательном учреждении (ПМПк).

 

    Эти службы сопровождения взаимодействуют друг с другом, видоизменяются в решении проблем ребенка. Большинство публикаций, в которых отражены содержательные и организационные формы сопровождения, посвящены школьному периоду жизни ребенка. Проблемы сопровождения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях изучены и раскрыты менее полно,что совершенно неправомерно, т. к. большинство «проблем» школьников закладываются и формируются в дошкольном возрасте.

Цель ПМПк построение оптимальных путей развития ребенка с ОВЗ.

Основные задачи деятельности:

  • комплексная диагностика возрастных и индивидуальных параметров развития;
  • создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления социально-успешной личности;
  • определение специальных образовательных потребностей и условий, разработка индивидуального маршрута и технологии сопровождения для каждого ребенка различными специалистами ДОУ.

 

Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются:

  • все решения, принятые консилиумом ДОУ родителям носят только рекомендательный характер;
  • дифференцированный подход (на основе диагностического исследования, определения его особых нужд и образовательных потребностей предполагается дифференциация методов и средств коррекции и развития);
  • индивидуализация процесса сопровождения (процесс строится исходя из индивидуальных свойств и качеств воспитанников, с учетом нарушений, в зависимости от особенностей познавательной деятельности, сенсорных возможностей, уровня физического развития детей, социального окружения и других особенностей);
  • мультидисциплинарность сопровождения (взаимодействие специалистов разного профиля);
  • учет структуры нарушения (обеспечивается взаимосвязь и взаимозависимость коррекции вторичных нарушений в развитии детей и компенсации первичного дефекта);
  • информированное согласие (специалисты дают родителям доступную для понимания информацию о развитии ребенка, добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи);
  • партнерство (деятельность специалистов направлена на установление партнерских отношений с ребенкоми его семьей, советы педагогов имеют рекомендательный характер, ответственность за решение проблемы остается за родителями ребенка, его близким окружением);
  • принцип «на стороне ребенка» (специалисты сопровождения стремятся решать каждую проблему с максимальной пользой для него);
  • непрерывность сопровождения (ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблем; сопровождение прекращается только после ухода ребенка из ДОУ;
  • автономность (специалисты не зависят от давления в ситуациях принятия решения).При организации работы ПМПк у специалистов дошкольного учреждения возникает ряд проблем:
  • обособленность в действиях специалистов разных систем, осуществляющих сопровождение; недостаточная связь между компонентами сопровождения;
  • разрозненность информации о ребёнке.

Специфика сопровождения ребенка с патологией в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (нетолько педагогический состав) участвует в создании условий для благоприятного развития дошкольников. Работая в идеологии «команды», каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности. Основные области деятельности специалистов ПМПк:

1. Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенностей коммуникативной деятельности ребенка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего, по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций специалистов.

2. Учитель-дефектолог: педагогическая диагностика, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий с детьми в соответствии с избранными маршрутами.

3. Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком.

4. Музыкальный руководитель: выявление уровня творческих способностей воспитанников, создание условий, способствующих их развитию. Реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной, креативной, театральной терапии с учетом рекомендаций специалистов сопровождения.

5. Инструктор по физическому воспитанию: выявление уровня развития физических качеств воспитанников, создание условий, способствующие их развитию. Проведение занятий по согласованным со специалистами сопровождения схемам.

6. Представитель администрации (заведующий, старший воспитатель) — руководитель службы сопровождения: перспективное планирование деятельности службы, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности.

В целом деятельность всех специалистов в рамках проведения консилиумной работы можно рассматривать как состоящую из последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого.

  1. Диагностический этап.

Диагностический этап начинается с заключением договора с родителями о проведении диагностического обследования. С каждым из них руководителем учреждения и родителями (законными представителями) воспитанника ДОУ подписывается договор между дошкольным образовательным учреждением о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении и заполняется соглашение на согласие обследования ребенка. Согласно подписанному документу руководитель и члены ПМПк информируют родителей (законных представителей) воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами консилиума. Специалистами ПМПк составляется план проведения диагностического обследования. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка. Важной проблемой этого этапа является определение последовательности психолого-педагогического обследования воспитанника различными специалистами. Каждый специалист предоставляет членам консилиум информацию о результатах обследования, проведенного с ребенком. На заседании ПМПк обсуждаются результаты комплексного обследования ребенка, сопоставляются результаты диагностики специалистов разного профиля, составляется коллегиальное заключение или заполняется индивидуальная карта развития ребенка, подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

  1. Консультативно-проектировочный этап.

На этом этапе специалисты сопровождения обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблем, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, стоят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные действенные методы и приемы. После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. Именно на этом этапе сопровождения разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка. Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного. Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент нет. Способ его построения должен характеризовать особенности обучения и развития ребенка-дошкольника на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период пребывания ребенка в детском саду сразу, например, в первой младшей группе на все 5лет дошкольного образования, поскольку сущность его построения, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. Отправными точками для выстраивания системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения должны стать результаты диагностического обследования ребенка всеми специалистами служб сопровождения. Специалисты ПМПк по результатам обследования составляют индивидуальный маршрут развития ребенка, который отражает следующие компоненты:

  • целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
  • содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемых в ДОУ);
  • технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
  • результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

    При построении индивидуального образовательного маршрута учитываются следующие факторы:

  • индивидуальные особенности ребенка (специфика развития ребенка, структура дефекта, сильные и слабые стороны развития, уровень развития навыков коммуникации, поведения и социальных навыков);
  • возраст ребенка (соотнесение уровня развития ребенка с возрастными нормами развития);
  • наиболее развитые функции, сформированные навыки, возможности социальной адаптации;
  • социальная ситуация развития, семейная микросреда (позиция семьи по отношению к дефекту; характер взаимоотношений родителя и специалистов, характер социального поведения ребенка);
  • организационные возможности образовательного учреждения (объем коррекционного воздействия, возможность проведения коррекционной работы совместной с семьей ребенка, взаимодействие специалистов).

    Реализация выделенных в Индивидуальном маршруте направлений осуществляется с использованием образовательной программы ДОУ, утвержденных и рекомендуемых образовательных программ, авторских технологий и практического опыта специалистов.

3. Деятельностный этап направлен на реализацию индивидуального образовательного маршрута и выполнение программы коррекционно-образовательной работы. Она представляет собой организованный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей на содержательной основе. Особое внимание при работе ПМПк на данном этапе уделяется модели взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения. Модель демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями, а так же функциональные обязанности каждого специалиста ДОУ по отношению к воспитаннику. Тесная взаимосвязь всех специалистов ДОУ возможна при условии:

  • совместного планирования работы: выбора темы и планирования коррекционно-развивающей работы, определения последовательности занятий и задач;
  • одновременного решения коррекционно-образовательных задач учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию, воспитателя
  • тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.

4. Рефлексивный этап.

Проводится анализ реализации задач сопровождения, выполнение рекомендаций всеми участниками сопровождения. Этот этап может стать заключительным в реализации индивидуального образовательного маршрута или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции других проблем. На основе данных, полученных в ходе итоговой диагностики, делается вывод об эффективности деятельности специалистов образовательного учреждения по созданию условий для полноценного развития ребенка с нарушением зрения.

 

 

Категория: Материалы методиста | Добавил: rosinka (26.10.2016)
Просмотров: 1534 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

МДОУ "РОСИНКА" г.Балашов © 2012-2024