Главная | Мой профиль | Регистрация |Выход|Вход|RSS

Воскресенье, 19.05.2024, 08:43
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"

 
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 

Методическая копилка

Главная » Статьи » Материалы методиста

Консультация на тему: «Оздоровительные и реабилитационные технологии для лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Описание: Эмблема ДОУ                 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Росинка»

города Балашова Саратовской области»

 

 

 

 

 

 

 

Консультация

на тему:

«Оздоровительные и реабилитационные технологии для лиц с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил воспитатель:

 

Орехова В.Е.

 

 

 

г. Балашов – 2016 год

 

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровьесберегающими технологиями образовательном учреждении является одной из значимых и приоритетных.

Они представляют собой целостную систему воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и ребенка, ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Формы, методы и приемы работы с детьми самые разнообразные.

 Физкультурно-оздоровительная работа должна вестись постоянно и систематически. Все мероприятия должны быть выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в различных видах деятельностиЗдесь учитываются индивидуальные особенности детей, рекомендации врача и психолога .

 

Существуют следующие технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Логоритмика - проводится как часть НОД. Она направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «Речь - движение».

 Динамические паузы - во время проведения НОД (3-5 мин по мере утомляемости детей). Они могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и др.

 Пальчиковая гимнастика - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы ежедневно. Пальчиковые игры-упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на центры развития речи. Развивают ручную умелость, помогают снять напряжение .

 Дыхательная гимнастика - используется в процессе НОД. Ритмичные и шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психоэмоциональное состояние, выводят из стресса .

 Корригирующая гимнастика - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Виды гимнастики зависят от поставленной задачи и особенностей здоровья ребенка .

 Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

 Бодрящая гимнастика - после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватях, ходьба по дощечкам и др. (воспитатели, инструктор по физической культуре).

 Ритмопластика - используется во время утренней гимнастики. В ритмические упражнения включается речь, движения со словом, жестом, музыкой.

 Релаксация - в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Существуют технологии обучения здоровому образу жизни:

 Непосредственно-образовательная деятельность – 2-3 раза в неделю в спортивном зале, на спортивной площадке.

 Самомассаж - предплечий, кистей и пальцев рук – рекомендуется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Улучшает координацию движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение, развивает внимание .

 Оздоровительные праздники и развлечения совместно с родителями - 1 раз в квартал. Это дает поддержание и обогащение здоровья. Например, «Папа, мама, я – спортивная семья».

 Проектная деятельность – проводится по мере планирования. Процесс направлен на обеспечение физического, психического, социального благополучия ребенка.

 Игротреннинги и игротерапия – в свободное время. Игра может быть организована незаметно для ребенка посредством включения в игровую деятельность .

 Технология валеологической направленности – это серия игровых занятий «Азбука здоровья» (1 раз в неделю по 30 мин). Используется самостоятельно и в качестве вспомогательного средства .

 

 Коррекционные технологии включают в себя:

 Артикуляционная гимнастика – осуществляется в процессе непосредственно-образовательной деятельности. Гимнастика способствует выработке качественных полноценных движений органов артикуляции, тренировке мышц речевого аппарата.

 Технологии музыкального воздействия – в различных формах совместной деятельности. Это вспомогательное средство используется как часть других технологий. Снимается напряжение, повышается эмоциональный настрой и пр.

 Кинезиологическая гимнастика – рекомендуется во время проведения логопедических занятий и в процессе непосредственно-образовательной деятельности. Она активирует межполушарное взаимодействие, различные отделы коры головного мозга. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.

 Психогимнастика (мимика и пантомимика) – в процессе непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Желание ребенка изображать на лице различные эмоции, способствует развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики (инструктор по физической культуре, воспитатели).

 Фонетическая ритмика – её можно использовать в процессе непосредственно-образовательной деятельности. Происходит соединение речедвигательного и слухового анализаторов, формирование естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной.

 Арттерапия – рекомендуется сеансами по 10-12 занятий, длительность занятий 30 минут. Проводят по подгруппам. Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий.

  здоровьесберегающие технологии повышают результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного воспитания – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Статистика утверждает, что здоровье ребенка на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят от слаженной работы медицинских работников, педагогов и родителей.

К сожалению в ДОУ с каждым годом растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системе, имеют различные хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности.

Следовательно, одной из основных задач  в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит дальнейшее развитие, но и укрепление здоровья ребенка. Мероприятия выстраиваются в последовательную цепочку и проходят через все виды деятельности.

Сказкотерапия. Многие игровые  технологии, применяемые на занятиях, сопровождаются сказками, которые придумывают, как педагог, так и сами дети, дополняя фантазии друг друга. Это способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти. Воспитатель должен создать такие условия, при которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, учится находить решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ способствует:

-повышению работоспособности, выносливости детей;

-развитию психических процессов;

-формированию, развитию двигательных умений и навыков;

-развитию общей и мелкой моторики;

-и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

 

 

 

Категория: Материалы методиста | Добавил: rosinka (21.10.2016) | Автор: Орехова Виктория Евгеньевна
Просмотров: 946 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

МДОУ "РОСИНКА" г.Балашов © 2012-2024