Главная | Мой профиль | Регистрация |Выход|Вход|RSS

Воскресенье, 19.05.2024, 00:02
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"

 
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 

Методическая копилка

Главная » Статьи » Материалы методиста

Консультация для воспитателей.

Речевые игры в летний период

Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую педагоги и родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с детьми. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Летом перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Растения», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Летние работы в саду» и др.

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные летом необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других.

Даже если названия цветов, кустарников, овощей сложные для ребёнка, всё равно, чаще называйте их вслух. На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.

Подражание речи взрослых для детей является одним из механизмов овладения родным языком. Внутренние механизмы речи образуются у ребенка под влиянием систематически организованной речи взрослых. Подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования:

  • содержательность и одновременно точность, логичность, соответствие возрасту детей;
  • лексическая, фонематическая, грамматическая правильность;
  • образность, выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость;
  • знание и соблюдение правил речевого этикета;
  • соответствие слова воспитателя его делам.

В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует жесты, мимику, пантомимические выражения. Всё это выполняет важные функции: помогают эмоционально объяснить и дополнить значение слов.

Соответствующий жест помогает усвоению значений слов, связанных с конкретными зрительными представлениями. Мимика помогает уточнить значение слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, добрый, ласковый). Такие невербальные средства помогают углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала, выполняют важную социальную, воспитывающую роль.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

  • Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
  • Иметь чёткую, ясную отчётливую речь, хорошую дикцию.
  • Использовать в своей речи литературные произношения, т.е. придерживаться орфоэпических норм.
  • Стремиться использовать правильно интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
  • Пользоваться речью в общении с детьми слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
  • В доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слово и грамматические конструкции.
  • Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Игра для педагогов: расставить правильно ударения в словах и прочитать вслух.

Игроки делятся на 2 команды. Каждой команде на листочке предлагается по 9 слов из этой таблицы:

Нередко у взрослых бывают сомнения как правильно склонять во множественном числе некоторые существительные. Сейчас мы проверим и закрепим наши знания в игре «один-много» по командам.

1-я команда согласует со словом «много» слова: помидор, чулки, носки, юла, макароны, редактор, доктор.

2-я команда: сапоги, кеды, тренер, крем, директор, договор, профессор.

Правильные формы: помидоров, чулок, сапог, кедов, юл, носков, макарон, тренеры, редакторы, кремы, директора, профессора, доктора, договоры.

Обязательно играйте!

Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как:

- «Четвёртый лишний»;

- «Чего не стало?»;

- «Что поменялось местами?»;

- «Что изменилось?»;

- «Подбери пару»;

- «Кому что подходит?»;

- «Назови ласково»;

- «Преврати в огромное»;

- «Подбери пять признаков»;

- «Угадай, о чём я говорю» и т.д.

Играем в речевые игры, совершенствуя грамматический строй речи:

- «Скажи наоборот» (большой – маленький);

- «Посчитаем» (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб);

- «Действие» (что делает?);

- «Признаки» (какой, какая, какое, какие?) – рассматривание картин или окружающего;

- «Птицы и животные (дикие и домашние) и их детеныши»: мама - лошадь, папа - конь, детеныш - жеребенок;

- «Один – много» (цветок – цветы, дождь – дожди);

- «Назови ласково» (птица – птичка, дерево – деревце);

- «Кто где спрятался» (употребление предлогов: в, на, над, под, между, около, из, с, из-за, из-под);

- «Словообразование» (например, стол из стекла – какой? – стеклянный).

- «Я знаю пять слов…» Отбивай мяч об пол и называй 5 слов чем-то объединённых (со звуком «л», овощи, из трех слогов и др.);

- «Если это бывает летом» (в лесу, на море, синего цвета, летает и др.), то хлопни. Слова повторяй;

- «Отбери конфетку» - педагог кладет на стол правую руку, в которой зажата конфета и дает указание ребенку: «Ты произноси слог/слово и ударяй кулаком по столу (легонько). Внимательно смотри на руку, она разожмет кулак, а ты должен быстро схватить конфетку». Можно меняться местами;

- «Мода» - повторяй только то, что можно надеть;

- «Представь что ты…» (кошка – шипи, синичка – свисти, тигр – рычи и т.п.);

- «Съедобное-несъедобное» - играем как обычно. Только все слова повторять;

- «Что у меня в кармане» - повторяй только то, что может поместиться в кармане;

- «Зевака» - педагог читает фразы, а ребенок повторяет, как только услышит кодовое слово, должен поднять палец вверх и ничего не говорить;

- «Почини строчки» - педагог перепутывает слова в словосочетании, а ребенок должен исправить. Например: Посолили папин костюм – выгладили суп;

- «Что бывает, а чего нет» - не повторяй всякие небылицы.

Развиваем речевое дыхание:

- Упражнения «Кораблик». Кораблики могут быть самодельными.

Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой;

- «Чайник закипел», «Шторм в стакане». В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные упражнения. В тазик немного воды и вставьте в воду трубочку для коктейлей (или просто длинную). Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит, еще усиливаем выдох - вода бурлит. Не забываем - плечи не поднимать!

Давно доказано, что развитие речи и руки взаимосвязаны. Уделите внимание мелкой ручной моторике. Предлагайте ребенку раскраски, обводки, штриховки (следите, чтобы карандаш лежал в руке правильно), вырезайте фигуры и картинки, играйте в песочнице, развивайте тактильное восприятие. Придумайте увлекательную игру с бельевыми прищепками. Прищепка может превратиться и в динозавра, и в поезд, во все, что захотите.

Обязательно помните, что контролировать правильность речи ребенка нужно, но очень важно делать это корректно, учитывая эмоциональное состояние ребенка. Излишняя настойчивость или неоправданная требовательность со стороны взрослого может вызвать речевой негативизм, нежелание исправлять речевые затруднения. Помните, что похвала для ребенка важнее тысячи замечаний.

Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели за учебный год.

Категория: Материалы методиста | Добавил: rosinka (31.07.2019)
Просмотров: 154 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

МДОУ "РОСИНКА" г.Балашов © 2012-2024