Консультация для родителей
«Речевые игры с дошкольниками»
Наблюдения показывают: речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – «сорняков». Почему? Дети, как губка впитывают в себя речь окружающих их взрослых, как дома, так и в дошкольных учреждениях, а также речь, которую они слышат в рекламных роликах. Всё это ведёт к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи и миропонимании.
Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придаёт речи своеобразие, выразительность, меткость. Развитие речи является важной составной частью социолизации дошкольников. Ребёнок, владеющий её основами, быстрее наладит контакт даже в незнакомом обществе. В жизни дети могут услышать синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их, а значит, не используют их в своей речи.
Наша задача – познакомить детей с ними и научить понимать их переносное значение.
Предлагаемые игры, лексические задания и упражнения активизируют словарь. Помогут дошкольникам узнать значение новых слов в зависимости от контекста. Понимать некоторые многозначные слова, подбирать синонимы и антонимы, составлять с ними короткие связные тексты, объяснять эмоциональное состояние человека, подбирая соответствующие слова и выражения. Осмысливать и объяснять происхождение некоторых слов. Самостоятельно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок. Различать стилистические оттенки слов, употреблять их в соответствии с контекстом. Овладевать навыками речевого этикета. Умением составлять описательные и повествовательные тексты. Сформируют практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное подходящее слово, чувствовать оттенки в значении слова.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
Учить подбирать определения и эпитеты
|
-собаки бывают: большие, санитарные, сторожевые ...
|
Узнавать предмет по описанию.
|
-длинненький, тоненький, зелененький ... с пупырышками,
-его можно солить, делать из него салат (огурец)
-это зеленая, стройная, кудрявая ... белоствольная (береза)
|
Подбирать действия к предмету.
|
-щенок: лает, грызет, царапает, таскает, скулит
-ветер: воет, срывает, гонит, обрушивает, шумит.
|
Подбирать объект по действию.
|
-что летает? (облако, шар, ласточка, воздушный змей)
-что плавает? (лодка, уголек, льдинка, листочек)
-кто кусается? (волк, акула, котенок, ребенок
|
Подбирать антонимы:
|
- высоко - низко
- теплый - холодный
- гладкий - шершавый
|
Синонимы:
|
-большой, огромный, громадный.
|
Различать глаголы
|
-движения (идти, бежать, ехать, ползти ... )
-состояния (спать, есть, говорить ... )
-действия (рисовать, лепить, трогать ... )
-приставочные и без приставочные (шел в ... , пошел в ... , рисовал - нарисовал
|
Добавлять пропущенные слова:
|
- пришел почтальон, он принес ...
|
Подбирать обстоятельства
|
трудиться как? (хорошо, спустя рукава, быстро
|
Составлять предложения с определенным словом.
|
Отгадывать: «кто ты?» (в различных житейских ситуациях : дочка,
внучка, сестричка, ученица, покупательница, актриса ... )
|
. Создание новых слов.
|
светлый, зеленый - светло-зеленый,
-тепло, любит – теплолюбивый,
-длинные, уши – длинноухий,
-воду, проводит – водопровод.
овощи режет - овощерезка
дырки прокалывает - дырокол.
|
Придумывать родственные слова
|
-лес - лесок, лесник, лесной,
-вода - водяной, водопровод, водный, водолаз
|
Заканчивать предложения
|
Миша пошел гулять (когда?) ...
-Мише стало грустно (отчего?) ...
-Миша обрадовался (чему) ...
|
Многозначные слова
|
у ежа иголки, у елки иголки, швейные иголки (чем похожи,
чем отличаются)
-коса.
-ручка
|
Слова с заданием
|
начинаются на ба - (баранка, батон, бабушка ).
-заканчиваются на ок - (котенок, щенок, совок ) .
|
|