Главная | Мой профиль | Регистрация |Выход|Вход|RSS

Воскресенье, 19.05.2024, 11:16
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"

 
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 

Методическая копилка

Главная » Статьи » Материалы методиста

Консультация для родителей : "Коррекция произносительной стороны речи детей с ОНР посредством миогимнастики"

Коррекция произносительной стороны речи детей с ОНР

 посредством миогимнастики

Проблема логопедической коррекции дефектов звукопроизношения у детей, имеющих зубочелюстные аномалии, стоит достаточно остро. Увеличивается количество детей, у которых нарушения звукопроизношения обусловлены анатомическими дефектами органов артикуляции.

Выделяют 6 видов нарушения положения зубов:

  • Дистальный прикус – развитая верхняя челюсть при выраженной неразвитости нижней.
  • Прямой прикус – в этом случае передние зубы соприкасаются между собой острыми краями. Такая аномалия со временем приводит к патологической стираемости зубов.
  • Глубокий прикус – верхняя челюсть неправильно перекрывает нижнюю.
  • Открытый прикус – в этом случае зубы верхней и нижней челюсти не соприкасаются между собой.
  • Мезиальный прикус – патологическое изменение нижней челюсти, при котором она выдвигается вперед.
  • Перекрестный прикус – односторонняя недоразвитость челюсти.

Использование только традиционного комплекса артикуляционной гимнастики в данном случае малоэффективно. Практика показывает, что необходимо включать в работу дополнительные упражнения для развития мимических и жевательных мышц лица, используемых при коррекции дизартрии, а также элементы миогимнастики.

Миогимнастика – это гимнастика для недостаточно или неправильно функционирующих групп жевательных и мимических мышц, разработанная ортодонтами в целях формирования и нормализации функций мышц челюстно-лицевой области и ротовой полости.. Она включает в себя комплекс упражнений, направленных на исправление нарушений прикуса, развитие жевательных мышц, тренировку правильного положения языка между зубными рядами, восстановления функций носового дыхания и  речи.

Проведение занятий по миогимнастике должно соответствовать основным педагогическим принципам: систематичности, последовательности, сознательности и активности, доступности и индивидуализации, повторности и наглядности.

Основные правила проведения следующие:

– сокращения мышц должны совершаться с максимальной амплитудой;

– интенсивность сокращений мышц не должна быть чрезмерной;

– скорость и продолжительность сокращений должны постепенно увеличиваться;

– между двумя последовательными сокращениями должна быть пауза, равная продолжительности самого сокращения;

– сокращения мышц при каждом упражнении должны повторяться несколько раз и продолжаться до появления чувства легкой местной усталости;

– наиболее благоприятный возраст для проведения миогимнастики – от 4 до 7 лет.

Значение миогимнастики в логопедической практике неоспоримо:

  • Происходит коррекция патологического развития функций жевательных и мимических мышц
  • Позволяет ускорить сроки преодоления речевых расстройств, в частности, при дизартрии и механической дислалии, а также качественно улучшить систему их коррекции
  • Расширяются двигательные возможности органов артикуляции, что благоприятно отражается на качестве звукопроизношения.

Миогимнастика подразумевает задействование различных групп мышц челюстно-лицевой области для их тренировки.

Комплекс миогимнастики включает в себя:

  • Упражнения для  нормализации носового дыхания
  • Упражнения для тренировки круговой мышцы рта
  • Упражнения для мышц, выдвигающих и поднимающих нижнюю челюсть
  • Упражнения для тренировки жевательных мышц

Нагрузки при этом могут быть статические и динамические.

Миогимнастика проводится в форме индивидуальных  и групповых занятий. Для детей дошкольного возраста формируют группы детей, не более 10—12 человек, по признаку выявленной функциональной патологии:

а) группа детей с нарушением дыхания

б) группа детей с нарушением глотания и жевания

в) группа детей с нарушениями речи

Занятия состоят из следующих этапов:

Вводная часть

  • игровые упражнения для организации внимания детей
  • упражнения для тренировки полного грудного и брюшного дыхания

Основная часть

  • упражнения для тренировки той или иной группы мышц челюстно-лицевой области

Заключительная часть

  • дыхательные и игровые упражнения.

 

Благодаря приёмам миогимнастики существенно сокращаются сроки коррекции, что позволяет ребенку овладеть правильной речью в дошкольном периоде, что так необходимо для успешного обучения в школе.

 

 

Миогимнастика для губ:

Упражнение «улыбка»:

Предложите малышу широко вам улыбнуться и задержать губы в таком положении на некоторое время (5-8 секунд), повторяйте упражнение вместе с ребенком несколько раз.

Упражнение «поцелуй»:

Пусть малыш складывает губки в трубочку и вытягивает их вперед, как для поцелуя и задерживает их в таком положении.

Первое и второе упражнение можно делать поочередно – широко улыбаться, а затем вытягивать губы трубочкой. Повторять в течение нескольких минут.

Миогимнастика для щёк:

Упражнение «пузырек»:

Покажите малышу, как можно надуть щёки, изображая «пузырек», затем поочередно надувайте правую и левую щёку, сдувайте «пузырек» нажимая ладошками на щёки. Повторяйте все эти действия с ребенком в течение нескольких минут.

Упражнение «надуваем шарик»:

Попросите ребенка надуть щёки, а затем медленно выдуть воздух как бы надувая шарик, можно для этих целей использовать трубочку от сока.

Миогимнастика для мимических мышц лица:

Упражнение «злюка»:

Покажите ребенку, как нужно хмуриться, сводя брови к переносице. Удерживайте их в таком положении несколько секунд, затем расслабляйте. Попросите малыша повторить упражнение несколько раз.

Упражнение «удивление»:

Научите ребенка удивлённо приподнимать брови, широко раскрыв глаза. Повторяйте это упражнение поочерёдно с предыдущим.

Миогимнастика для языка:

Упражнение «прятки»:

Открыть рот широко и максимально далеко высунуть язык, подержать в таком положении 3-5 секунд, затем спрятать язычок обратно в рот.

Упражнение «сладкий мед»:

Для воплощения в жизнь этого упражнения лучше всего будет смазать губы малыша чем-то вкусненьким, например, медом, а затем попросить ребенка облизать губки. Когда малыш поймёт, как делать упражнение, можно перестать использовать сладости. Облизывать губы можно как движением языка сверху вниз, так и из стороны в сторону.

Упражнение «красим крышу»:

Постарайтесь объяснить ребенку, что нёбо – это крыша домика для языка, а язык – это кисточка, которой будем красить крышу. И «красьте крышу» движением языка вперёд-назад по нёбу.

Вот некоторые основные упражнения миогимнастики, которые вы можете освоить с малышом самостоятельно. Для наглядности выполнять упражнения лучше всего сидя перед зеркалом, когда ребёнок в хорошем настроении. Всего 7-10 минут в день и ваш ребенок научится довольно быстро и без проблем говорить, а также предотвратит возможные нарушения прикуса в будущем.

Категория: Материалы методиста | Добавил: rosinka (16.11.2016) | Автор: Миогимнастика
Просмотров: 986 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

МДОУ "РОСИНКА" г.Балашов © 2012-2024