Коррекция произносительной стороны речи детей с ОНР
посредством миогимнастики
Проблема логопедической коррекции дефектов звукопроизношения у детей, имеющих зубочелюстные аномалии, стоит достаточно остро. Увеличивается количество детей, у которых нарушения звукопроизношения обусловлены анатомическими дефектами органов артикуляции.
Выделяют 6 видов нарушения положения зубов:
- Дистальный прикус – развитая верхняя челюсть при выраженной неразвитости нижней.
- Прямой прикус – в этом случае передние зубы соприкасаются между собой острыми краями. Такая аномалия со временем приводит к патологической стираемости зубов.
- Глубокий прикус – верхняя челюсть неправильно перекрывает нижнюю.
- Открытый прикус – в этом случае зубы верхней и нижней челюсти не соприкасаются между собой.
- Мезиальный прикус – патологическое изменение нижней челюсти, при котором она выдвигается вперед.
- Перекрестный прикус – односторонняя недоразвитость челюсти.
Использование только традиционного комплекса артикуляционной гимнастики в данном случае малоэффективно. Практика показывает, что необходимо включать в работу дополнительные упражнения для развития мимических и жевательных мышц лица, используемых при коррекции дизартрии, а также элементы миогимнастики.
Миогимнастика – это гимнастика для недостаточно или неправильно функционирующих групп жевательных и мимических мышц, разработанная ортодонтами в целях формирования и нормализации функций мышц челюстно-лицевой области и ротовой полости.. Она включает в себя комплекс упражнений, направленных на исправление нарушений прикуса, развитие жевательных мышц, тренировку правильного положения языка между зубными рядами, восстановления функций носового дыхания и речи.
Проведение занятий по миогимнастике должно соответствовать основным педагогическим принципам: систематичности, последовательности, сознательности и активности, доступности и индивидуализации, повторности и наглядности.
Основные правила проведения следующие:
– сокращения мышц должны совершаться с максимальной амплитудой;
– интенсивность сокращений мышц не должна быть чрезмерной;
– скорость и продолжительность сокращений должны постепенно увеличиваться;
– между двумя последовательными сокращениями должна быть пауза, равная продолжительности самого сокращения;
– сокращения мышц при каждом упражнении должны повторяться несколько раз и продолжаться до появления чувства легкой местной усталости;
– наиболее благоприятный возраст для проведения миогимнастики – от 4 до 7 лет.
Значение миогимнастики в логопедической практике неоспоримо:
- Происходит коррекция патологического развития функций жевательных и мимических мышц
- Позволяет ускорить сроки преодоления речевых расстройств, в частности, при дизартрии и механической дислалии, а также качественно улучшить систему их коррекции
- Расширяются двигательные возможности органов артикуляции, что благоприятно отражается на качестве звукопроизношения.
Миогимнастика подразумевает задействование различных групп мышц челюстно-лицевой области для их тренировки.
Комплекс миогимнастики включает в себя:
- Упражнения для нормализации носового дыхания
- Упражнения для тренировки круговой мышцы рта
- Упражнения для мышц, выдвигающих и поднимающих нижнюю челюсть
- Упражнения для тренировки жевательных мышц
Нагрузки при этом могут быть статические и динамические.
Миогимнастика проводится в форме индивидуальных и групповых занятий. Для детей дошкольного возраста формируют группы детей, не более 10—12 человек, по признаку выявленной функциональной патологии:
а) группа детей с нарушением дыхания
б) группа детей с нарушением глотания и жевания
в) группа детей с нарушениями речи
Занятия состоят из следующих этапов:
Вводная часть
- игровые упражнения для организации внимания детей
- упражнения для тренировки полного грудного и брюшного дыхания
Основная часть
- упражнения для тренировки той или иной группы мышц челюстно-лицевой области
Заключительная часть
- дыхательные и игровые упражнения.
Благодаря приёмам миогимнастики существенно сокращаются сроки коррекции, что позволяет ребенку овладеть правильной речью в дошкольном периоде, что так необходимо для успешного обучения в школе.
Миогимнастика для губ:
Упражнение «улыбка»:
Предложите малышу широко вам улыбнуться и задержать губы в таком положении на некоторое время (5-8 секунд), повторяйте упражнение вместе с ребенком несколько раз.
Упражнение «поцелуй»:
Пусть малыш складывает губки в трубочку и вытягивает их вперед, как для поцелуя и задерживает их в таком положении.
Первое и второе упражнение можно делать поочередно – широко улыбаться, а затем вытягивать губы трубочкой. Повторять в течение нескольких минут.
Миогимнастика для щёк:
Упражнение «пузырек»:
Покажите малышу, как можно надуть щёки, изображая «пузырек», затем поочередно надувайте правую и левую щёку, сдувайте «пузырек» нажимая ладошками на щёки. Повторяйте все эти действия с ребенком в течение нескольких минут.
Упражнение «надуваем шарик»:
Попросите ребенка надуть щёки, а затем медленно выдуть воздух как бы надувая шарик, можно для этих целей использовать трубочку от сока.
Миогимнастика для мимических мышц лица:
Упражнение «злюка»:
Покажите ребенку, как нужно хмуриться, сводя брови к переносице. Удерживайте их в таком положении несколько секунд, затем расслабляйте. Попросите малыша повторить упражнение несколько раз.
Упражнение «удивление»:
Научите ребенка удивлённо приподнимать брови, широко раскрыв глаза. Повторяйте это упражнение поочерёдно с предыдущим.
Миогимнастика для языка:
Упражнение «прятки»:
Открыть рот широко и максимально далеко высунуть язык, подержать в таком положении 3-5 секунд, затем спрятать язычок обратно в рот.
Упражнение «сладкий мед»:
Для воплощения в жизнь этого упражнения лучше всего будет смазать губы малыша чем-то вкусненьким, например, медом, а затем попросить ребенка облизать губки. Когда малыш поймёт, как делать упражнение, можно перестать использовать сладости. Облизывать губы можно как движением языка сверху вниз, так и из стороны в сторону.
Упражнение «красим крышу»:
Постарайтесь объяснить ребенку, что нёбо – это крыша домика для языка, а язык – это кисточка, которой будем красить крышу. И «красьте крышу» движением языка вперёд-назад по нёбу.
Вот некоторые основные упражнения миогимнастики, которые вы можете освоить с малышом самостоятельно. Для наглядности выполнять упражнения лучше всего сидя перед зеркалом, когда ребёнок в хорошем настроении. Всего 7-10 минут в день и ваш ребенок научится довольно быстро и без проблем говорить, а также предотвратит возможные нарушения прикуса в будущем. |