Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Росинка»
города Балашова Саратовской области
«Инновационные технологии
физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ»
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной
категории
Алексина И. С.
Балашов 2016
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье - человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Первое, с чем мы сталкиваемся - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки. Поэтому многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.
Исходным звеном работы с детьми по здоровьесберегающим технологиям в дошкольном учреждении является комплексная оценка состояния здоровья и физического развития каждого ребенка, а также динамическое наблюдение за изменениями.
Диагностика позволяет определить технику овладения основными двигательными умениями, выработать индивидуальную нагрузку, определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия, учитывая недостатки в работе по физическому воспитанию.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в деятельности детского сада.
Решая физкультурно — оздоровительные задачи, дошкольное учреждение организует разностороннюю деятельность направленную на сохранение здоровья детей, реализую комплекса профилактических, воспитательно- образовательных, оздоровительных мероприятий, использует в процессе физического воспитания дошкольников известные физкультурно-оздоровительные методики и инновационные технологий, адаптированные к возрастным особенностям детей
Утренняя гимнастика с элементами кинезиологических упражнений.
При проведении утренней гимнастики используются кинезиологические комплексы как индивидуальные, так и общие групповые. Кинезиологические упражнения, совершенствуя мелкую моторику рук, развивают межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Имитационные движения способствуют формированию у детей представлений о средствах двигательной выразительности, помогают войти в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого (новый образ «Я»), вести двигательный диалог через язык жестов мимики, поз.
Ритмическая гимнастика.
Это комплекс упражнений, которые проводятся под музыку и обычно очень нравятся детям, находящих такое действо очень веселым. Гимнастика развивает ловкость и координацию движений.
Нетрадиционные виды упражнений:
Игровой самомассаж.
Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
Пальчиковая гимнастика.
С помощью пальчиковой гимнастики развивается мелкая моторика, стимулируются речевые и моторные центры ребёнка. Веселые игры доставляют удовольствие детям, сопровождаются интересными стишками.
Динамические паузы.
Динамическая пауза снимает усталость и переключает внимание во время работы на занятиях.
Подвижные игры.
Способствуют выходу запасов энергии, развитию координации движений, прививаются навыки общения и укрепляется психоэмоциональное здоровье.
Дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма, умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Корригирующая гимнастика.
Способствует коррекции имеющихся недостатков в физическом развитии. Воспитывает бережное отношение к своему телу. Даёт заряд бодрости на весь день.
Бодрящая гимнастика после сна.
Поднимает настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устраняет сонливость и вялость, помогает организму «проснуться».
Физкульт – минутки.
Повышают и удерживают умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечивают кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий.
Су – джок терапия.
Проводится по рекомендациям врача - педиатра и используется с целью общего укрепления организма.
Сказкотерапия.
Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.
Креативная гимнастика.
Предусматривает целенаправленную работу с применением нестандартного оборудования - «Дорожка Здоровья».
Физкультурные занятия.
Совершенствуют двигательные умения и навыки детей, развивают быстроту, ловкость, выносливость, гибкость.
Релаксация.
Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.
Прогулки на свежем воздухе в любое время года.
Оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных условиях.
Проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.
Использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада традиционных и инновационных форм работы, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты. Дети меньше болеют, у них улучшилось внимание и настроение. Дети становятся более ловкими, выносливыми и сильными.
Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка. |